Культурно-просветительская программа для одаренных детей Империя искусств объединяет в себе конкурс на выявление талантов среди детей с ОВЗ и обычных детей и очные программы по типу лагерей дневного пребывания в лучших концертных залах и музеях для лауреатов конкурса. В первую очередь нами был учрежден конкурс для детей, проживающих в следующих регионах: Псков, Псковская область, Новгород, Новгородская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Конкурс проводился для детей от 6 до 15 лет в следующих номинациях: музыка (исполнительское искусство и композиция), хореография (классика и контемпорари), актерское мастерство, фотография. В жюри конкурса вошли авторитетные специалисты: Яна Волчкова (фотография) – факультет фотокорреспондентов Союза журналистов СПб имени Гальперина; куратор направления «Фотография» в летнем городском лагере, руководитель проекта в Детской школе фотожурналистики города Боровичи, руководитель частной художественной мастерской, менеджер по выставочным проектам в Рекламном агентстве БВ Медиа. Надежда Дроздова-Пичурина (фотография) – кандидат искусствоведения, автор научных и научно-популярных статей. С 2010 года является аккредитованным экспертом по культурным ценностям Министерства культуры РФ. Занимается атрибуцией, экспертизой и оценкой фотоматериалов и архивных документов. В качестве фотографа участвовала в Фотобиеннале Русского музея, Санкт-Петербургском фотовернисаже в Манеже и др. Надежда Волненко — педагог, концертирующий музыкант, экскурсовод. Лауреат 1 премии переводческого конкурса “Вагнер по-русски” (2014 год). Автор экскурсий “Петербург Мандельштама” и “Мандельштам и музыка”. С 2013 года работает экскурсоводом культурно-просветительских программ для детей школьного возраста в Мариинском театре. Ксения Захарова — актриса, педагог, участница инклюзивного проекта «Разговоры», студентка международной программы «somatic body», будующий телесный терапевт Кристина Литвинова — художник-технолог сцены, автор программ для детского ролевого лагеря эмоциональной грамотности, педагог программ для школьников, ведущая программ для школьников в Мариинском театре. Занимается комедийной импровизацией. Анна Альхимович, преподаватель, академическая певица. Лауреат и победитель российских и международных конкурсов: Гран-при международного конкурса «Musical Fireworks in Baden-Württemberg» (Германия), 1 место «For a successful creative activity and professional skills» международного конкурса им. Яна Сибелиуса в г.Турку (Финляндия), лауреат 1 степени IV Международного фестиваля детско-юношеского музыкального творчества «Сибириада», г. Кемерово. Екатерина Воронкова (фотография) – музеевед, фотограф; экскурсовод и создатель авторской методики создания интерактивных образовательных программ для детей и взрослых в Русском музее, автор экскурсий для лиц с ограниченными возможностями в Московском фонде «Качество жизни». Татьяна Андреева (хореография) – преподает сontemporary dance, классическую хореографию, jazz, HIP HOP, Locking. Конкурс проходил в два этапа. В обоих этапах за право принять участие в программах для одаренных детей боролись 310 человек: дети с ограниченными возможностями здоровья (расстройство аутического спектра, слабослышащие дети, нарушение опорно-двигательного аппарата (спинально мышечная атрофия), дети с нарушением речи, дети с нарушением поведения и общения), а также нормотипичные дети. Для каждой категории применялись различные требования, ведь уровень подготовки детей очень разный. Учитывалась также потребность в разнообразии профессиональной ориентации детей для наиболее эффективного взаимообмена. Участие в конкурсах смогли принять как лица, занимающиеся творчеством в профильных учебных заведениях, так и любители, не имеющие профессионального образования. Победителями конкурса стали 90 детей из 6 регионов, которые получили возможность пройти стажировку в творческих программах во время осенних, зимних и весенних школьных каникул. Первая серия пятидневных культурно-просветительских программ состоялась с 26 по 30 октября 2020 года. В этот период состоялись шесть программ по направлениям музыка, театр, хореография и фотография для детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников. Вторая серия программ состоялась 27–31 января 2021 года и объединила три программы по направлениям хореография, музыка и театр. К участию были приглашены дети в двух возрастных группах: от 6 до 9 лет и от 10 до 15 лет. Программа «Империя искусств» на время каникул объединила крупнейшие культурные площадки: концертные залы, театры, музеи с целью создания альтернативного типа творческих программ для школьников. Каждая смена – 5 рабочих дней – включала в себя мастер-классы, экскурсии в музеи, тематические занятия, творческие прогулки, лабораторию, где ребята готовят собственный концерт или спектакль. Важным условием каждой программы являлась ее инклюзивность: в группах по 10 человек занимались как обычные дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья. Через игру и командное проектирование авторы проекта стремились развить толерантность и совместное творчество, привить любовь к культуре и истории Петербурга, а также сформировать стремление к творческому саморазвитию, и таким образом обеспечить интеллектуальный капитал будущего. В итоге недели каждая команда создала свой проект – будь то фото-выставка, спектакль, концерт, творческий показ для родителей. Это стало поистине кульминационным моментом всей программы. Для детей были организованы экскурсионные и игровые программы в закулисье Театра «Приют комедианта», Музей-квартиру актеров Самойловых, Музей-квартиру Н. А. Римского-Корсакова, Шереметевский дворец, Театральный музей, Музей истории Фотографии, РОСФОТО, закулисье и орган Государственной академической капеллы. Кроме того для всех групп прошли пешеходные экскурсии по городу, для младших групп состоялся показ спектакля «Муми-тролль и Звездочет». Для музыкальных направлений каждый день проходили интерактивные концерты, в рамках которых выступали музыканты – лауреаты престижных мировых конкурсов, солисты лучших концертных залов и театров города, познакомившие ребят с разными инструментами, стилями и эпохами. Каждая программа была насыщена творческими занятиями по выбранному направлению: это и мастер-классы, увлекательные лекции, игровые задания. Одним из самых важных результатов программы стала адаптация детей с ОВЗ в общих инклюзивных группах. Некоторые родители до того не оставляли детей в группах без тьюторов (но здесь ребятам смогли быстро адаптироваться); те, кто раньше не выдерживал интенсивных занятий, смогли оставаться на 3, 4 и 5 часов каждый день. Те дети, у кого наблюдались сложности со связной речью, смогли влиться в коллектив и даже принять участие в театральной постановке. Педагоги с опытом работы в инклюзивных группах, работы с детьми с ОВЗ смогли найти общий язык со всеми участниками. Их здоровые сверстники проявляли заботу и участие, помогали и вовлекали в общие игры.
Финальный этап реализации проекта объединил в себе дополнительный творческий конкурс для детей и три программы по направлениям «Музыка, «Театр, «Фотография». Конкурс проходил среди детей из трех регионов. В нем приняло участие более 100 человек — дети с нарушением речи, дети с нарушением поведения и общения), а также нормотипичные дети. Как и в первые два конкурса, лауреатами конкурса стали дети, занимающиеся тем или иным направлением искусства профессионально (ученики специализированных школ) или любители, не имеющие профессионального образования. В жюри вошли педагоги программы, лауреаты престижных премий и конкурсов, авторитетные специалисты каждый в своей области. В результате проведенного отбора, участниками весенних программ стали лучшие из лучших – 38 одаренных детей. Среди них жители Петербурга, Пушкина, Сертолово, Великого Новгорода, Валдая, Боровичей, Старой Руссы и Пскова. Такая обширная география позволила создать единение ребят разных интересов, опыта, кругозора, сплотить их в рамках пятидневной программы. Три программы были проведены в Санкт-Петербурге с 22 по 26 марта на базе арт-пространства на ул. Рубинштейна 29/28. Группы занимались в находящихся рядом друг с другом помещениях, удобных для проведения активных занятий, лекций и мастер-классов. Для группы «Фотография» была оборудована студия, где использовалось приобретенное за счет средств грантов оборудование. Лейт-темой программ стало творчество Ф. М. Достоевского, чей юбилей широко празднуется в этом году. Его литературные труды были трактованы разнообразно: созданием литературно-музыкальной композиции (программа «Музыка»), театральной клоунады (программа «Театр») и фото-серии по мотивам героев Достоевского (программа «Фотография»). Несмотря на сложность сюжетов, с многими из которых ребята знакомились прямо на протяжении программы, получился необычный, яркий симбиоз различных видов искусств и подходов. В программе творчески реализовались все дети – и здоровые ребята, и дети с ОВЗ. Каждый день программ был непохож на предыдущий: ежедневно для ребят устраивались интерактивные экскурсии в музеи, творческие прогулки, концерты, мастер-классы. Перед каждой группой стояла сложная задача – не только успеть познакомиться с новым материалом, историей и культурой Санкт-Петербурга, но и подготовить выпускной вечер. С группами работали высокопрофессиональные педагоги, солисты концертных залов, сотрудники ведущих театров, практикующие фотографы: группа «Театр»: Виталий Ковалёв, Дмитрий Петров, Юлия Рулёва, группа «Музыка»: Зарина Юнусова и Дина Орлова, группа «Фотография»: Яна Азанова, Кристина Литвинова. По итогам проведения программы в финале проекта мы выпустили специальные дипломы для участников проекта, их педагогов, для волонтеров проекта, для кураторов всех групп, для чего использовали собственные ресурсы организации в виде цветного принтера (дополнительно заказывали цветные картриджи). Отклики об участии в проекте поступают и по завершении проекта. Многие родители, кто не успел подать заявки на конкурс, очень ждут продолжения проекта. В качестве перспектив проекта мы отметили необходимость расширения географии и привлечения других регионов.